+7 (495) 797-3311
Узнать цену
Компания Решения Продукция
Сервис Новости Где купить

Узнать цену
ФИО *
E-mail *
Телефон *
Компания
Оборудование
* - поля, обязательные для заполнения
Отправить
QTECH - Quality Technology
Ethernet коммутаторы
Интеллектуальные решения
Оптические модули
Оборудование PON
Оборудование TDM
Мультимедиа
Транспортные сети передачи данных
Оборудование VoIP
Системы питания и контроля
Мобильные устройства и аксессуары
Пассивное телекоммуникационное оборудование
Абонентское оборудование
Беспроводные системы связи
Системы видеонаблюдения
Системы безопасности
Архив оборудования
 
РЕШЕНИЯ
ЗАЯВКА НА ТЕСТИРОВАНИЕ
СЕРТИФИКАТЫ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ПУБЛИКАЦИИ


 

Услуги для «умного дома» как операторский сервис: текущие тенденции и ожидания рынка

Темпы роста операторского бизнеса в России за последний год замедлились. Прогноз PMR Consulting показывает, что в 2014 г. объем российского рынка услуг связи, оказываемых конечным пользователям, составит 27,6 млрд евро против 30,8 млрд евро годом ранее. В 2015 г. ожидается показатель в размере 27,1 млрд евро.

Причинами изменения динамики стали несколько факторов. Например, проникновение услуг доступа в Интернет в больших городах превысило 50%, а в малых инфраструктура еще не позволяет активно развиваться. Существуют и более глобальные проблемы. Медленное «вползание» страны в стагнацию, которое началось в 2012 г., в 2014-м многократно ускорилось. Рубль дешевеет вместе с нефтью, инфляция давно превысила отметку в 8%, ЦБ проводит жесткую денежную политику, кредитные ставки только растут.

Конечно, эти факторы активно влияют на бизнес телеком-операторов. Так, мы наблюдаем замедление дальнейшего роста абонентской базы в больших городах, в том числе из-за снижения покупательной способности потребителей. Понятно, что для потребления услуг доступа в Интернет конечному пользователю необходим персональный компьютер, смартфон или планшет, но не у всех потенциальных клиентов сегодня есть возможность их купить из-за снижения уровня дохода.

Тем не менее эластичность спроса на доступ в Интернет постепенно снижается. Вопрос «что сделать, чтобы сохранить на прежнем уровне, а лучше – даже поднять ARPU и клиентскую базу» стоит на повестке дня у всех операторов. Доходы у населения начинают падать, а рублевая закупочная цена международного трафика показывает рост, не говоря о цене на оборудование. Поэтому поиск решений для удержания точки максимального соотношения цен и объема продаж услуг как никогда актуален для операторов связи.

Удерживать клиентскую базу и ARPU на прежнем уровне и наращивать эти параметры можно, если внедрять новые дополнительные услуги и создавать с их участием новые комплексные информационные продукты – ведь пакет услуг обладает меньшей эластичностью спроса по цене, чем каждая услуга в отдельности. Именно это и происходит на рынке.

Конвергенция информационных потоков в рамках трех известных услуг практически завершена провайдерами широкополосного доступа в Интернет. Мы видим, как разрозненные услуги стали предлагаться в виде пакетов, которые объединяют передачу данных, IP-телевидение и IP-телефонию. Комплексный продукт позволяет потребителю использовать привычные каналы получения информации в наиболее общеупотребительных форматах: видео, изображение, звук и текст. Он обеспечивает как широковещательную раздачу информации, так и связь между конкретными абонентами. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, как конвергенция информационных потоков продолжит расти в ближайшем будущем. Телекоммуникационные операторы также будут обеспечивать пакетирование информации о телеметрии – той информации, которой на аппаратном уровне обмениваются между собой приборы и устройства, обеспечивающие автоматизацию повседневных, рутинных действий человека в быту и на работе в рамках концепции «умный дом».

По сути, то, что мы называем «умным домом», – одно из направлений развития Интернета вещей (IoT), которое становится приоритетным для многих компаний – участников рынка. Компании начинают активно включать в свои решения функции управления устройствами «умного дома» и обмена телеметрическими данными между устройствами на аппаратном уровне.

Рис. 1. Дистанционное управление «умным домом» при помощи мобильного приложения
Рис. 1. Дистанционное управление «умным домом» при помощи мобильного приложения

Чтобы лучше понять, что же именно скрывается под аббревиа­турой IoT в контексте «умного дома», приведем простой пример реализации удаленного управления для обеспечения эффекта присутствия людей в пустом доме. Представим себе приборы, управляемые контроллером (или маршрутизатором с функцией контроллера), который получает данные от разнообразных датчиков (датчиков уровня освещенности, электронных реле, включения и выключения света, сервоприводов штор и др.). Со­ временная система управления «умным домом» обеспечивает возможность удаленного конт­роля с помощью ­ программного обеспечения со смартфона или планшета (рис. 1). Путем включения/отключения функций, настройки датчиков на разные показатели освещенности, изменения положения штор в зависимости от состояния искусственного освещения и освещенности помещения можно обеспечить эффект присутствия в доме людей, что влияет на уровень безопасности, а также может использоваться для экономии электроэнергии.

Интернет вещей будет развиваться столь же стремительно, как и традиционный Интернет, и тому есть несколько причин.

Первое – спрос. Интернет дал толчок ускоренному обмену информацией. Это привело к ускорению всех процессов в обществе, постоянному дефициту времени и росту рисков. Растущая необходимость в сокращении временных затрат на рутинные операции, повышение их точности, оперативности и безопасности уже не удовлетворяются на том уровне автоматизации, который достигнут благодаря имеющимся технологиям взаимодействия человека и машин. Проблема решается выходом на массовый рынок систем с искусственным интеллектом и широким внедрением систем межмашинного обмена данными и управления конечными устройствами без участия человека.

Второе – за последние два года постоянно снижается стоимость элементной базы для обеспечения функций обмена данными различных бытовых приборов и устройств, используемых корпоративными пользователями. Это дает возможность выводить на массовый рынок системы для создания «умного дома» и управления им, ранее считавшиеся элитными по цене.

Третий фактор – развитие протоколов обмена данными между устройствами с малым энергопотреблением и их стандартизация. Принятие протокола IPv6 для обмена данными в сети Интернет позволило создать на его основе протокол адресации 6LoWPAN для беспроводных сетей устройств с малым энергопотреблением. Развиваются другие стандарты для обмена данными, такие как KNX, ZigBee и т. д. Стандартизация на уровне протоколов, в свою очередь, ведет к большей открытости рынка устройств для систем класса «умный дом» и, как следствие, к увеличению темпов его развития.

Четвертое обстоятельство – на рынке появились заинтересованные потребители, готовые в целях продвижения своих основных продуктов включать в них системы «умного дома» (кроме телекоммуникационных операторов к ним относятся строительные компании многоквартирных домов). Наконец, продвижение основными вендорами мобильных устройств (Apple и Google) API для разработки приложений для устройств «умного дома» является важным дополнительным фактором развития парадигмы Интернета вещей.

Рис. 2. Пример крана для удаленного управления водой
Рис. 2. Пример крана для удаленного управления водой

Следует отметить, что до недавнего времени в плане потребительских предпочтений наблюдались существенные различия между европейским рынком и российским. Если для европейского потребителя основными потребительскими ценностями «умного дома» уже несколько лет является обеспечение энергоэффективности и комфортности, то для российского до 2013 г. драйвером считались системы безопасности. Однако стремительно меняющаяся экономическая обстановка заставила пересмот­реть отношение к тому, что могут предлагать своим клиентам российские телеком-операторы в рамках концепции «умного дома», – значимость экономии энергоресурсов становится все более актуальной и для российского потребителя. Этот фактор повышает спрос на автоматизированные системы контроля и управления ресурсами (АИИС КУР) жилищно-коммунальных услуг. На наш взгляд, автоматизированные измерительно-информационные системы коммерческого учета ресурсов – электроэнергии, воды, тепла, газа, применяемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, также следует отнести к системам, входящим в концепцию «умного дома». Для конечного потребителя автоматизированная система учета позволяет в условиях растущих тарифов оптимизировать потребление энергоресурсов, обеспечивает достоверность данных, по которым происходит оплата за потребленные услуги, увеличивает комфортность и безопасность потребления услуг за счет информирования и автоматического управления ресурсами. Так, собственник жилья получает возможность не только видеть текущее потребление воды, но и в случае нештатного расхода автоматически перекрывать ее с помощью электромагнитного клапана, активируемого по данным, получаемым от счетчика воды (рис. 2).

Отдельный вопрос – развитие программного обеспечения (ПО), которое необходимо для управления «умным домом». Следует выделить три основных направления развития ПО данного класса. Во-первых, это собственное ПО, разрабатываемое компаниями и реализованное часто в Web как личный кабинет пользователя. Во-вторых, возможность подключения маршрутизаторов с контроллером «умного дома» (рис. 3) в облачные сервисы телекоммуникаци-онных операторов (если таковые в доме представлены). В-третьих, управление умным домом с мобильных устройств при помощи специализированных мобильных приложений, для чего контроллеры «умного дома» должны обязательно поддерживать спецификации Apple HomeKit и Google Nest. Можно предположить, что в первой половине 2015 г. появление на рынке мобильных приложений, использующих API для устройств «умного дома» от обоих вендоров, будет носить взрывной характер.

Рис. 3. Пример российского маршрутизатора с контроллером «умного дома»
Рис. 3. Пример российского маршрутизатора с контроллером «умного дома»

Вендоры на рынке продуктов в категории «умный дом» представлены такими компаниями, как Ingersoll-Rand PLC (Ирландия), Schneider Electric SA (Франция), Siemens AG (Германия), TELETASK (Бельгия), ABB Ltd. (Швейцария), Tyco International Ltd. (Швейцария), Emerson Electric Co. (США) и др. Изначально логические контроллеры производителей со стажем предназначались для управления простым, единичным оборудованием в производстве. Набор различных про граммируемых устройств в одном корпусе объединяется в систему. Их можно просто использовать для управления отдельными насосами, вентиляторами или несколькими лампами. Но попытка связать эти функции в одну систему с разнообразными сценариями и удаленным управлением резко усложняет ее состав и увеличивает стоимость.

Решение для телекоммуникационных операторов, предоставляемое как дополнительные услуги в категории «умного дома», должно быть легко расширяемым, удаленно управляемым и сопоставимым по затратам с такими услугами провайдеров, как IPTV. Российские поставщики решений для телекома (и в их числе компания QTECH) интегрируют опыт существующих производителей с собственной экспертизой на рынке телекоммуникационного оборудования, для того чтобы выводить на рынок «умные продукты», оптимальные с точки зрения использования в самых разнообразных проектах.

Олег Лаган,
руководитель направления «Умный дом», компания QTECH




Все решения
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подписавшись на рассылку новостей, Вы будете 4-5 раз в месяц получать профессиональные обзоры сетевого оборудования QTECH, практичные готовые решения для организации сетей связи, информацию о новинках и специальных акциях компании.